Что праздновали вчера, или Стала верба святой?
Ритуальное нашествие разовое в храм. Я и в себе этого не понимаю. Накупить свечек всяких-разных, подставить букет из веток под кропило и благословить крашеные яйца. Про купание и бидоны разнокалиберные знают уже даже ленивые. А для чего и ради кого?
Без богословия, понимаю сакральные события так. Спаситель входит в жизнь человека, как в Иерусалим, чтобы тот стал воистину небесным. И ты встречаешь и просто радуешься, и всё готов отдать. Жемчужину главную нашёл и больше ничего не надо. Но есть люди промыслительные, в том смысле, что просто так ничего не делают, не продумав выгоды.
Поэтому часто говорят: бойтесь тех, кто нахваливает. Именно они же потом и проклинать станут. Вот как здесь, воодушевленные иудеи пели " Осанна" царю своему, и они же потом вопили прокуратору римскому Понтию Пилату " Распни его!", " Кровь его на нас и на детях наших". Ибо для идеи ничего не жалко.
Только царь остался истинным и прежним. И так празднично начинал путь Свой на крест. В том числе и ради вечной жизни этих людей. Но вечность нельзя пощупать. Вот люди продуманные и решили, что продешевили. Как те гадаринские сокрушались ради продажных свиней и предложили нарушителю их материального лучше уйти.
Просто быть человеком в Церкви? И да, и нет. Иногда нужно ломать себя. Если определять бесноватость на раз у каждого, то страсти — это навык от бесов. И кто сейчас скажет, что он воистину бесстрастный и обладает любовью, размером на Вселенную?
Так что же верба? Сама бы не додумалась. Её ушлые граждане норовят употребить для своих ритуальных целей. Там целый а ля требник: здесь пошептать, там покусать. На разные случаи жизни.
А Бог зовёт: " Адам, где ты?"
Завис в дебрях душевных метаний, это так показательно. Определять роль согрешившего. То ли Ева была, то ли гад неопознанный...
Граждан так приучили с детства, что вербу освятишь, похлопаешь ею свою семью, и целый год никто болеть не будет. Соседка пришла ко мне в субботу и попросила вербы срезать, но освячивать не пошла, сказала, что она в этот день и так будет священная.
В моду вошла традиция на все праздники слать друг другу электронные открытки – и напрягать ум не надо, подбирая нужные слова, и вроде, как бы, обязанность выполнил – не забыл, поздравил. А вот какой смысл картинок, люди не задумываются, главное, чтобы была красивая заставка.
В прошедшее воскресенье практически все поздравляли с «Вербным воскресеньем», вчера с «Чистым четвергом», летом будут поздравлять с «медовым», «яблочным» и «ореховым» Спасом.
А если вчитаться в пожелания?
«Вербы веточка пушистая в дом пусть радость принесёт… жизни лёгкой без забот», «Вербы первой воскресенье в каждый пусть заходит дом. Вместе с ней придёт везенье, помогает пусть во всём!» «Верба распустилась, в храме ждут чудес… Пусть подарит верба чистый добрый свет!»
«Пусть чистота придёт в ваш дом, омоет радостью, теплом, звенит, сверкая, как вода, да беды смоет навсегда!»
И в августе, мы оказывается, отмечаем не Преображение Господне, а освящение яблок и винограда.
Страшно то, что в таких «празднованиях» на первое место выходят вербы, фрукты и прочее. А Христос? А Христу не оставляют места – Его не видно даже на заднем плане (за исключением редких «умилительных» изображений). Его просто не вспоминают.
Кстати, на Западе уже дошли до того, что в некоторых местах «Рождество Христово» теперь не упоминают, чтобы, вдруг толерантно кого-нибудь не обидеть. Теперь просто – «Зимний праздник»!
Потихоньку, но твёрдыми и решительными действиями Христа убирают из названий праздников, как бы невзначай, для пущей помпезности, их переименовывая. Но убирают не столько из названий, сколько из нашей жизни, подменяя Его мыслями о покое, везении, удаче и квартирной чистоте.
Боюсь, если и дальше так будет продолжаться, то, в недалёком будущем, нас ждёт не Пасха Христова, а «Яичная пасха».
Всех с наступающим Воскресением Христовым!
Протоиерей Виктор Иванов
Это да, одни открытки вместо слов, и отвечать неохота на подобные поздравления.