.

Два гусара

Два гусара

Повесть Льва Николаевича Толстого и фильм 1984г. режиссера Вячеслава Криштофовича. Фильм посмотрела на днях (как обычно, в юности прошел мимо меня), повесть читала давно. У Толстого в первом варианте повесть называлась «Отец и сын», по совету Н.Некрасова дал название «Два гусара».  Главные роли в фильме — отца и сына (два гусара)  сыграл Олег Янковский. Первую роль — очень ярко! Вторую — по мне, все-таки был староват для этой роли. 

Сюжет такой. Два дня из жизни провинциального городка 19 века с разницей в 20 лет. В первой части в городок приезжает гусар граф Турбин, делает там (впрочем, как и везде) фурор.  Герой, задира, дуэлянт, обольститель женских сердец. Слава катится впереди. Красавец, справедливый, хороший друг. Помог молодому казначею вернуть (пробовал по-честному, но пришлось силой отнять у шулера) проигранные в карты казенные деньги. Обольщает молодую вдову Зайцеву (та не против), веселится с цыганами. Утром уезжает, на прощание заехал к вдове, поцеловав ее (та сделала вид, что спит).

Вторая часть — тот же городок через 20 лет. На постой приезжают гусары. Среди них, как узнают жители городка, сын графа Турбина. Того самого, оставившего яркий незабываемый след. Сын морщится от любого упоминания имени отца. По его словам, тот и кончил плохо — был убит на дуэли.  Вдова Зайцева (ее в возрасте совершенно потрясающе играет Нина Архипова) приглашает в свой дом графа Турбина-младшего и его друга. Вся в ожидании, нетерпении. Вдобавок у нее дочь Лиза на выданье. Граф принимает приглашение. В беседе он скучен, «весь в себе», как сказала Лиза. Оживился в карточной игре, выиграв у вдовы большую сумму денег (та совсем не умела играть). Юная Лиза так же вся в себе,  в амурных делах неискушенная. Разговор с ней (с подробным объяснением, где ее комната, окно и т.д.) граф понял как приглашение на откровенное свидание. Ночью он подобрался к ее окну, но Лиза убежала. Он вернулся в свою комнату, рассказал  об этом другу. Тот ему сказал «Подлец». Утром они уехали, вдова говорит «Даже не попрощались».

Когда читала повесть, не было сомнения в том, что граф-младший поступил подло. О противопоставлении нравов, морали двух поколений. Сейчас же, посмотрев фильм, я так не думаю. По мне, каждый по-своему хорош. А младшего даже хочется защитить. Хозяйка проиграла в карты- не садись, если не умеешь играть. Скучен, а разве он обязан быть похожим на отца? «Подлец», — а почему слова девушки он должен был понять как-то иначе? Ее матушка этого и хотела, как бы сватая свою дочь.

Кто читал, смотрел, поделитесь своими впечатлениями. 

Фильм посмотрела с удовольствием, лучшие традиции советского кино.

+4
287

00:18
+1
Замечательный фильм! Смотрела правда давно)) Оставил приятные воспоминания, безусловно отличной постановкой режиссёра и великолепной игрой знаменитых артистов.
01:09
+1
Господи ты боже мой, уж казалось бы советский кинематограф изъезжен вдоль и поперек, а до сих пор попадаются неизвестные мне фильмы. Хотя сам сюжет интереса не вызывает и если бы снимали в наше время, с нынешними «звездами» — точно не стал бы смотреть.
21:45
Я тоже удивляюсь. Все время нахожу для себя что-то новое. Хотя в советское время и кинотеатр посещала очень часто. И фильмы по телевизору, так кажется, все пересмотрела. Три канала, по-моему, было всего.
В наше время сделали бы упор на постельные сцены. Поэтому не хочется смотреть, особенно переснятое.
01:21
В наше время сделали бы упор на постельные сцены.

Ой, не скажите. В наше время умудряются найти и вырезать неприличное даже в «Москва слезам не верит»:) Хотя, тут, возможно другое. Постельных сцен, тем более откровенных, много не показывают. Но секс в фильмах и сериалах стал уж очень часто мотивом, определяющим поступки человека. Больше стало животного, хоть и не откровенного.
01:25
+1
Не читала, не смотрела.Но по вашему посту согласна с вашим первым впечатлением о младшем.
06:33
Как-то мимо меня промелькнул этот фильм, да и судя по всему кажется и не жалею об этом.
11:12
+1
Советские фильмы были хороши прежде всего прекрасным букетом гениальных актеров, а уж когда они играли классику, это просто глаз не оторвать.
11:13
Первый раз слышу об этом фильме, хотя знаю, что актёр Олег Янковский был потомственным русским дворянином.
17:24
Ну да, потому и гусара мог сыграть, а так бы… А вот у Высоцкого в «Двух товарищах» образ белого офицера едва ли не лучше всех в советском кинематографе получился.
14:09
-1
Наоборот, мало того, что он был дворянином, так ещё и талантливейшим актёром. Таких как он больше не будет, он вообще мог сыграть кого угодно, так человек мог перевоплощаться. Высоцкий как актёр, по моему мнению, тут и рядом не стоял, но он был из офицерской семьи, поэтому и выправка есть.
12:52
Не смотрела, но, прочитав ваш отклик, заинтересовалась. Представляю, каким красавчиком был Олег Янковский в роли гусара! Он любимый артист моей мамы. У нас много фотографий, где он молодой. Она их собирала, а ещё вырезки из журналов и газет. Правда, из этого фильма почему-то ничего нет.
21:55
-1
В фильме еще снимались Абдулов и Адабашьян. Друзья графа — старшего. Герой Абдулова, наверное, слуга, я не поняла. Совершеннейшая компания подшофе. Я так знаю, что в жизни эти актеры, вместе с Янковским, были друзьями. Так вот, мне порой казалось, что в кадре они по-настоящему пьяны или по-настоящему с бодуна. Не знаю, настоящее ли это искусство так играть или на самом деле.
01:18
+1
Самая классная сцена опьянения в советском кинематографе находится в «Собаке Баскервилей». Доктор Ватсон и сэр Генри, накидавшиеся вискарем. «Орхидеи еще не зацвели....» «Что ж вы так орете, Бэрримор». Из таких вот мелких нюансов, которых нет в книге, и складывается успех советского Шерлока. Он лучше рассказов, написанных сэром Артуром.
Загрузка...