Полонез Огинского
Со вчерашнего дня нахожусь под впечатлением от Полонеза Огинского в исполнении Песняров. Сперва на украинском языке, в клипе, который «подарил» нам Юрген в честь пятилетия присоединения Крыма.
Потом на русском.
Наконец, на белорусском и польском.
Проникновенно. За душу берет. Прощание с Родиной, так называется полонез.
Музыку написал польский композитор Михал Клеофас Огинский в 1794 году.
Краткая история. Была Речь посполитая, в которую входили части территорий современных Белорусси, Украины, Литвы, Польши, а три могучие в военном отношении страны (Австрия, Пруссия и Российская империя) делили ее на куски. Восстание под предводительством Костюшко было последней попыткой этому противостоять.Огинский, бывший государственным чиновником (пост соответствовал министру финансов) вооружил отряд в 2,5 тыс человек на свои личные деньги. Восстание было подавлено, Речь посполитая перестала существовать, а Огинскому пришлось бежать в Венецию, и там он написал полонез Прощание с Родиной.
В 1802 году Александр Второй простил многих участников восстания, и Огинскому было разрешено вернутся в родные места (Залесье, в современной Белоруссии), но он не смог жить в новой стране и уехал в Литву.
Такова история создания полонеза.
Это о музыке, а слова написал руководитель Песняров Вячеслав Шарапов. Ансамбль исполняет это произведение уже более 10 лет.
Но есть еще фильм Полонез Огинского (1971г. Беларусьфильм, режиссер Леонид Голуб)
Почему-то в детстве я его пропустила, и посмотрела только сегодня.
Там о мальчике Василии-Васильке, лет десяти, потерявшем родителей в первые дни войны.Он ходит из деревни в деревню, зарабатывая на пропитание игрой на скрипке.
Перед местными стариками и старухами, он исполняет музыку «про Москву» («Утро красит нежным светом»), чем вызывает ненависть русскоязычного полицая. Но играет он и перед немцами, быстро схватывая их мелодии, исполняемые на губной гармошке. Немцев он не просто развлекает, а отвлекает: партизаны тем временем взрывают мост.
Как оказался мальчик в партизанском отряде, каким было его задание в следующий раз и чем все это закончилось пересказывать не буду. Фильм немножко наивный, но о дружбе, преданности, а еще о музыке, которая спасает в тяжелейшей ситуации.
И эта музыка Полонез Огинского. Мальчик укрылся в костеле, а спрятал его органист Франек, который бежал из Польши в 39 году.
Это он сыграл юному скрипачу Полонез Огинского на органе, тоскуя по своей Родине. Василек смог воспроизвести его на скрипке, прослушав всего два раза, чем окончательно покорил органиста.
А дальше события развиваются стремительно, под полонез Огинского: немцы, устраивают несостоявшуюся казнь партизану, названному отцу Василька....
И вот уже финал фильма о том, как много лет спустя, на концертном фестивале в Польше, выступает молодой скрипач с Полонезом Огинского, а в зале его слушает польский органист Франек… И тут уже трудно сдержать слезы.Встреча музыкантов состоялась...
И моя встреча с Полонезом тоже. Прекрасная музыка, замечательные слова и исполнение Песняров, яркие клипы. А еще очень хороший советский фильм о войне.
Юрген, спасибо за клип Песняров на украинском, я его здесь продублирую.И понравившийся мне клип на русском.
Слова у «Песняров» очень красивые. Но вот как относиться к тому, что у красивой и неординарной мелодии в 21 веке появились слова и мелодия стала исполняться песней? Зачем? Не думаю, что на такие слова не легла бы собственная музыка.
По-моему, здорово, что появились слова и что эти слова вписались в мелодию, будто так и было.Я при первых прослушиваниях клипа решила, что автор жил в 19 веке.И еще здорово, что полонез исполняется а капелла на нескольких языках.Еще на литовском надо, хотя, может, и исполняют.
P.S. А «Заставу Ильича» так и не смотрел.
Еще старым составом помню! Пластинка была с «Белым аистом» и «Олесей».
Даже на концерте была в конце семидесятых, когда они в Ленинград приезжали.И солист пел про Вологду и дом, «где разной палисад».
Но в какой-то момент зацепило, не могла оторваться. В момент, когда Василек партизана папой назвал (за глаза), не по легенде, а от души так о нем думал. Когда органист понял, что мальчик талантлив. Хорошо, что все герои остались живы, я переживала. Очень сильная сцена в финале — встреча на концерте.
Еще собственно музыка отличная к фильму, прочитала, что Генрих Вагнер, белорусский композитор и музыкант.
Да, меня этот момент тоже зацепил.«Здравствуй, музыкант».
Органист понравился.А так, конечно, наивно, но все в духе товарищеской взаимовыручки.В фильме один из героев-музыка.
А я думала, что с ним расправятся, до ранения еще.
Ну а кто он такой был, можете здесь поинтересоваться. А вот где писал, ну убей не помню, хотя портянку тогда наваял знатную.
В жопу клюнул жареный петух
Остаюсь на сверхсроную службу
Буду деньги лопатой грести
Это мягкий вариант, но то что все слова писались именно на музыку прощания славянки, это говорит о том, что мелодия хорошо укладывалась на слова, пусть даже не на политкорректные:)
Я вот сегодня как раз вспомнила, как ребята в семидесятые горланили под гитару, на мотив Битлов:
«Китайцы на границе/китайцам не сидится,/китайцы на границе/устроили концерт./Ну, что ж, китайская шпана,/за все получишь ты сполна,/за все, за весь абонемент./А-а-а.А -а-а./У-у-у.У-у-у.
Ну, и дальше о том, как „из Ленинграда приехали ребята“ и как рядом с убитыми пограничниками „смеялся азиат“.Исполнение было пронзительным.События тоже хорошо запомнились, с шокирующими кадрами в газетах.Остров Даманский, март 1969г.