Обнаглевший мытарь. Воскресное
Сегодня воскресная проповедь была о теме одной из самых известных евангельских притч.
Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
https://pravoslavie.ru/4009.html
Я её прослушала, как было велено. Начало урока в воскресной школе также было посвящено этому. Итог: мытарь был оправдан за его глубокое смирение.
Фарисеи, знавшие и исполнявшие Закон, оставались элитой еврейского общества. Не только соблюдали внешнюю религиозность, но и чётко, с разумом, ориентировались в Священном писании, настолько, что могли толковать его в синагогах для собирающихся послушать людей. По сути, было чем годиться. Культура, образование, нравственность, каких еще и поискать. Безусловная требовательность к себе.
Не сказано ни разу, что плохо быть человеком, ведущим строгую религиозную жизнь со множеством ограничений. Постоянная жертвенность в десятине по Закону тоже не осуждена. Ведь реально, хранить себя не всем дано. Что же в наши дни? Позорно быть, как фарисей, но вполне можно быть православным, верящим в дремучие суеверия, но не знающим двух молитв для церковной службы. Часто слышите вокруг:
— Тебе не понять! Да с тобой и разговаривать не о чем! Игнор тебе?
Вот это она, фарисейская гордыня, как есть. Только на пустом месте. Если разбираться по существу, гордиться нечем. Нет никаких особых религиозных заслуг, особенно в таком поведении мнящего о себе превыше всех человек вокруг.
Так был ли мытарь хорошим человеком, чтобы перенимать его привычки? Кстати людей этих, по обычаю, и не пускали в храм. Они были ритуально нечистыми. Также нечистыми на руку, присваивая, выкраивая и собирая лично для себя взятки. И вот такой человек понимает, что он есть в реальности и, не делая лишних шагов, только умоляет о милости Создателя. Не по своим сверх-достойным делам просит ( их тоже вряд ли наберется), но по любви Бога. И не так: я Тебе — свечку в три рубля, а Ты уж — чудо и благо без промедления!
Вещать на богословские темы доносительно для других, у меня на то нет благословения от священника.