Великий Пост
С Началом Великого поста.
Герой Мамонова на вопрос героя Дюжева:«Как мне теперь жить?» говорит:«Живи, как можешь, только грехов больших не делай».
Первые четыре дня Поста в церкви и дома читается Великий Покаянный Канон Андрея Критского, показывающий на примере библейских героев глубину покаяния души.
На протяжении всего поста, каждый день, читается молитва преподобного Ефрема Сирина, в церкви -с коленопреклонениями.
Каждый день, по Православному календарю, читаются главы из Книги Бытия, Книги Исайи, Книги Притчей.Это тот минимум, которого я стараюсь держаться.
Пост-время молитв и размышлений о том, что приближает к Богу и что от Него удаляет, время исправления своих «косяков»в духовной жизни, подготовка к Встрече, пусть не такой прямой, как у героя Мамонова, но всему свое время.
Пост-это не диета.Мне лично всегда трудно отказаться от мясной пищи, но стараться нужно, хотя бы в первые и последние дни Поста.
Но главное-это «не есть» своих ближних, помогать тем, кому нужна помощь, молиться о них, это важнее, чем просто «не есть мяса».И еще: это время ограничений и отказа хотя бы от какой-то одной страстнОй привычки, например, болтовни в инете.
Желаю всем, чтобы Пост прошел для вас с пользой для души.
Надеюсь, не очень назидательно получилось для светского сайта:)
Примерно так говорил Иоанн Дамаскин.
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлететь во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне сердце оживи.
1836 г.
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Впрочем, это рассказ как раз о том, как можно перестараться с телесной составляющей Поста
adygeya-orthodoxia.ru/publikaczii/ochishhenie-velikim-postom/stepan-pisaxov-kak-kupchixa-postnichala.html
*И так это благочестиво ест, что даже страшно. Поест, поест, вздохнет и снова ест.*
*Степан ПИСАХОВ. Как купчиха постничала
Уж така ли благочестива, уж такой ли правильной жизни была купчиха, что одно умиленье!
Вот как в масленицу сядет купчиха с утра блины ись. И ест, и ест блины – и со сметаной, с икрой, с семгой, с грибочками, с селедочкой, с мелким луком, с сахаром, с вареньем, разными припеками, ест со вздохами и с выпивкой.
И так это благочестиво ест, что даже страшно. Поест, поест, вздохнет и снова ест.
А как пост настал, ну, тут купчиха постничать стала. Утром глаза открыла, чай пить захотела, а чаю-то нельзя, потому пост.
В посту не ели ни молочного, ни мясного, а кто строго постился, тот и рыбного не ел. А купчиха постилась изо всех сил: она и чаю не пила, и сахару ни колотого, ни пиленого не ела, ела сахар особенный – постной, вроде конфет.
Дак благочестивая кипяточку с медом выпила пять чашек да с постным сахаром пять, с малиновым соком пять чашек да с вишневым пять, да не подумай, что с настойкой, нет, с соком. И заедала черными сухариками.
Пока кипяточек пила, и завтрак поспел. Съела купчиха капусты соленой тарелочку, редьки тертой тарелочку, грибочков мелких, рыжичков, тарелочку, огурчиков соленых десяточек, запила все квасом белым. Взамен чаю стала сбитень пить паточный. Время не стоит, оно к полудню пришло. Обедать пора. Обед постной-постной! На перво жиденька овсянка с луком, грибовница с крупой, лукова похлебка.
На второ грузди жарены, брюква печена, солоники – сочни-сгибни с солью, каша с морковью и шесть других каш разных с вареньем и три киселя: кисель квасной, кисель гороховый, кисель малиновый. Заела все вареной черникой с изюмом. От маковников отказалась:
– Нет-нет, маковников ись не стану, хочу, чтобы во весь пост и росинки маковой во рту не было!
После обеда постница кипяточку с клюквой и с яблочной пастилой попила.
А время идет и идет. За послеобеденным кипяточком с клюквой, с пастилой тут и паужна.
Вздохнула купчиха, да ничего не поделать – постничать надо!
Поела гороху моченого с хреном, брусники с толокном, брюквы пареной, тюри мучной, мочеными яблоками с мелкими грушами в квасу заела.
Ежели неблагочестивому человеку, то такого поста не выдержать – лопнет.
А купчиха до самой ужны пьет себе кипяточек с сухими ягодками. Трудится – постничат! Вот и ужну подали.
Что за обедом ела, всего и за ужной поела. Да не утерпела и съела рыбки кусочек, лещика фунтов на девять.
Легла купчиха спать, глянула в угол, а там лещ. Глянула в другой, а там лещ!
Глянула к двери – и там лещ! Из-под кровати лещи, кругом лещи. И хвостами помахивают. Со страху купчиха закричала.
Прибежала кухарка, дала пирога с горохом – полегчало купчихе.
Пришел доктор – просмотрел, прослушал и сказал:
– Первый раз вижу, что до белой горячки объелась.
Дело понятно, доктора образованны и в благочестивых делах ничего не понимают.***
А про постящуюся купчиху, случаем, нет мультика?:)
А как написано! Может, Чуковский с нее свою «Обжору» писал:)
www.kinopoisk.ru/film/smekh-i-gore-u-bela-morya-1988-279828/cast/
*Я в избу заглянул, узнать, как жопа — заприметила ли, что в городу с домом была?
А жона-то моя, пока в дому мимо лавок в красном ряду кружила, себе обнов накупила, в новы обновы вырядилась, перед зеркалом поворачиватся, на себя любуется. И я засмотрелся, залюбовался и говорю:
— Сколь хороша ты, жонушка, как из орешка ядрышко!
Жона мне в ответ сказала: — Вот этому твоему сказу, муженек, я верю! *
На улице мужики меня одолели, на ходу об меня прикуривали, всю спину
цигарками притыкали. Домой притащился — думал отдохнуть — да где тут! Про
горячность мою вся Уйма узнала, через бани слава пошла.
И со всей-то Уймы старушонки пришлепались. У которой поясницу ломит, у
которой спина ноет али ноги болят, обстали меня старухи и вопят: — Малинушка, ягодиночка! Погрей нас! Ну, я вспомнил молоду ухватку, да не то
вышло. Как каку старуху за какой бок али место хвачу, то место и обожгу.
Уселись круг меня старушонки сморщенны, скрю-ченны, кряхтят, а тоже — ' басятся.
И будто мы в молодость играм: старухи взамуж даются, а я сижу жонихом
разборчивым. Кошка села супротив меня, зажмурилась, мурлыкат от тепла.
Моей горячностью старушонки живо нагрелись, выпрямились, заулыбались,
по избе козырем пошли. А новы и в пляс, да с песней.
Ты, гостюшко, слушатель мой, поди сам знашь: на тиятрах старухи чуть не
столетки и по ею пору песни поют молодыми голосами да пляшут-выскакивают
чище молодых. Это с той поры еще не перевелось.
Дак вот — старухи по избе павами поплыли и зап-риговаривали:
— Ты, Малинушка, горячись побольше, горячись подольше. Мы будем к тебе
греться ходить!
Моя.баба из бани пришла, на старух поглядела и не стерпела:
— Неча на чужу кучу глаза пучить. Своих мужиков горячите да грейтесь!
А петухи в поповом животе, как певчие на крылосе, ко всякому слову кричат:
Ку-ка-ре-ку!
Народу забавно: потешней балагана, веселей кинематографа.***
***Мы бы и очень хорошо разбогатели, да поповско начальство узнало, зашумело:
– Кака така нова невидаль – от попа доход! Никовды этого не бывало. Попу доход – это понятно, а от попа доход – небывалошно дело! Что за нова вера? И совсем не пристало попу живот свой на обчественну пользу отдавать!
****
Для 30-х годов 20 века самое оно:)
Как говорил митрополит Антоний Сурожский, было бы это вашим самым большим грехом.