.

Мы являемся тем, во что мы верим?

Мы являемся тем, во что мы верим?
Французский философ, математик и физик Рене Декарт говорил, что понимание и вера — два отдельных процесса. Сначала люди воспринимают некоторую информацию, а потом они решают, что с ней делать. В том числе – верить или нет. Позиция Декарта интуитивно привлекательна, и, кажется, согласуется с тем, как работает наш ум.

Изображение

И многие бы хотели, чтобы наш ум так работал. Голландец, философ Бенедикт Спиноза предложил другую точку зрения. Ему ближе было, что процесс понимания включает в себя веру в нее. Мы можем поменять свое мнение потом, например, если встретим доказательства обратного, но сначала мы всему верим.

Изображение

Ну а теперь эксперимент, который был проведен.

Сколько лет в тюрьме?
Дэниел Гилберт с коллегами решили проверить эти теории. В своем классическом эксперименте по социальной психологии:
71 испытуемый читали описания двух ограблений
а затем назначали грабителям тюремный срок.
Некоторые описания были разработаны так, чтобы преступление казалось более серьезным: например, у грабителя был пистолет; а другие менее серьезными, например, грабителю приходилось кормить голодающих детей.
А в чем подвох?
Разумеется, тут был подвох. В любом хорошем психологическом эксперименте он есть.
Хитрость была в том, что часть описания была верной, а часть – ложной. Участникам объяснили, что правдивые описания напечатаны зеленым цветом, а ложные — красным.
Самый главный подвох, о котором участникам не сообщили: одну половину участников специально отвлекали, когда они читали ложные описания, а второй половине не мешали.
Зачем?
В теории, если прав Спиноза – т.е. люди воспринимают информацию и верят сразу:
то у тех, кого отвлекали во время чтения ложных заявления — не будет времени, чтобы обработать ложные факты — следовательно, они будут принимать решение о тюремном сроке под влиянием этих ложных фактов.
С другой стороны, если прав Декарт – т.е. мы сначала воспринимаем информацию объективно, и только потом верим ей, если считаем ее правильной:
то не будет иметь никакого значения, отвлекали ли участников во время чтения, и было ли у них время обдумывать ложные заявления. Это никак не повлияет на их решение.
И победителем становится…
Увы…
В группе, которую отвлекали:
участники назначали преступникам сроки в два раза больше, когда ложные описания показывали преступление более серьезным, увеличив их примерно с 6 лет до 11 лет. Т.е. приняли ложные заявления за правдивые.
Наоборот, участники группы, которую не отвлекали:
проигнорировали ложные заявления. У них не было особой разницы между тюремными сроками в зависимости от того, насколько ложные описания представляли преступления серьезными.
Что это значит?
Только когда было время обдумать информацию, участники понимали, что ложные заявления неверны, и действовали соответственно.
С другой стороны, если времени для размышлений не было, люди просто верили всему, что они читают.
Гилберт и его коллеги проводили дальнейшие эксперименты, чтобы рассмотреть альтернативные объяснения своих результатов. Они подтвердили свои предыдущие выводы и пришли к довольно тревожному заключению.
Что Декарт ошибался, когда считал, что сначала мы воспринимаем информацию, и только потом верим или нет.
А Спиноза был прав — буквально в доли секунды после получения информации, мы начинаем верить в нее. И только потом, подумав, рассмотрев другие убедительные факты, можем решить, что верить в это не стоит.
Мы действительно хотим верить. Как агент Малдер.
Сначала мы верим, и только потом задаем вопросы
Этот эксперимент объяснил и другие виды поведения, которые мы часто встречаем у людей:
Искажение переноса: люди считают, что поведение других отражает их личность, когда на самом деле оно отражает ситуацию (хороший человек может повести себя как скотина, а злой человек в какой-то ситуации проявить доброту).
Искажение истинности: люди склонны считать, что другие говорят правду, даже если они лгут.
Эффект убеждения: когда люди отвлекаются, убедительность сообщения возрастает.
Предвзятость подтверждения: проверяя теорию, люди склонны искать информацию, которая подтверждает ее, вместо того чтобы опровергнуть ее. Это, конечно, не самая лучшая проверка гипотезы!
Но это же… черт знает что такое?
Если все это заставляет ваш чувствовать себя довольно неуютно, то вы не одиноки. Гилберт и его коллеги признают, что наш чрезмерно доверчивый менталитет кажется плохой новостью.
И может быть даже аргументом для ограничения свободы слова.
Ведь если люди автоматически верят всему, что они видят и слышат – стоит быть осторожнее с тем, что им показывать?
Преимущества веры: если доверчивость существует, значит, это зачем-то нужно
Гилберт и его коллеги активно спорили с этим, утверждая, что слишком много цинизма – это не хорошо. Умы, работающие по модели Декарта, будут верить только в то, чему имеют веские доказательства. Всему остальному они не будут ни верить, ни не верить – т.е. будут находится в подвешенном состоянии.
Проблема в том, что большая часть информации, которую мы получаем — на самом деле правда, и часть ее имеет крайне важное значение для нашего выживания. Если нам придется все время проверять наши убеждения — мы никогда не закончим что-либо и упустим хорошие возможности.
Умы, которые работают по модели Спинозы, могут счастливо поверить в общее правило, а затем проверить все, что кажется неверным позже. Да, они будут верить в какую-то ложь, но лучше верить слишком много, и пострадать однажды, чем быть слишком циничным и не воспользоваться верной информацией.
Так или иначе, суровая правда в том, что человечество ошибается, когда слишком легко верит разным вещам, и слишком медленно начинает смотреть на них критическим взглядом.
Пара слов на дорожку
1. Да, мы чрезмерно доверчивы, это правда. Сначала верим той, информации, которую получаем. И только потом, если будет время и желание, можем оценить ее по достоинству.
2. Но это всего лишь эволюционный механизм – экономия сил и времени, чтобы выжить в мире быстро ползающих, летающих и бегающих хищников. Он сформировался тогда, когда они были настоящими, а не смотрели на нас из телевизора. И до сих пор экономит нам кучу времени. Но оборотная сторона медали – иногда (часто) мы верим, потому что хотим верить. В то, что не является правдой.
3. Что же делать? Хорошенько проверяйте ту информацию, которая важна для вас. Потому что возможно, туда вкралась ошибка еще на входе. Чтобы разобраться, вам понадобится дополнительное время и наводящие вопросы. И спокойно примите то, что многое из того, во что вы верите — неправда.

Ребята, возможно сразу не поймете, в чем дело и к чему это я выложил это, но не спешите, просто экстраполируйте это применительно к отношению между Украиной и Россией, думаю, что люди вы все достаточно умные, что бы разобраться.

<p "=""> Ну и попробуйте все же хоть один раз не писать «слишком много букаф», надо учиться все же ни только воспринимать информацию в виде комиксов.
+2
912

12:01
Видимо мой пост дал вам Весельчак философскую пищу для размышления. Но здесь не только философия и анализ, просто некоторые комментарии в которых автор говорит правдиво могут скрываться ложные и необъективные суждения. А любая информация требует восприятия и анализа. Кто-то может проанализировать и опровергнуть слова автора, предоставив весомые факты и аргументы, а кто-то проглотит информацию как наживку и будет дальше сеять лживые суждения.
16:05
Да ну, этот эксперимент ничего не доказывает, кроме одного, люди делятся на две половины — внушаемые и критические. Я на себе неоднократно проходил подобные эксперименты. Чепуха полная. При том отвлекающие факторы были — мама не горюй.
20:02
Тут дело даже не в внушаемости, а в моменте подачи и способе восприятия. Когда вы в спокойной обстановке взвешиваете все за и против, или есть какой — то раздражающий фактор в нужный момент. На этом и строился один из вариантов эксперимента.
20:09
Да нет. Все не совсем так просто. Точнее, не правильно выразился. Это упрощенный вариант. А когда от твоей ошибки зависят сотни и тысячи жизней — раздражающий фактор до такой за… ницы, что и не обьяснишь словами.
20:11
Я имел в виду среднестатистического человека, а таких большинство.
20:19
Ну да, есть немного:-)
08:53
Историю творят не массы, но единицы. Человечество — это исключение из правила «перехода количества в качество»
09:00
Единица может задать только азимут, а историю как раз будут творить массы. Единица, она и есть единица.
13:39
Спорно, Весельчак, спорно. Даже российская пословица гласит «Копейка рубль бережет». Без этой единицы все эти массы всего лишь толпа, которая ничего хорошего не дает. В лучшем случае.
15:20
Это вечный спор, в котором у каждой стороны есть свои аргументы. Неоспоримые. Я вот например, не уверен, что существуют объективные законы истории, над которыми одиночки не властны. Мне кажется, что такие люди как Наполеон смогли поменять ход истории своими волей и талантом. Вот только не говорите, что Бонапарт был «серым солдафоном». У меня в свое время по этому поводу родителей в школу вызывали:)
16:19
Это еще не самый показательный эксперимент, я как-то писал о другом (вроде не здесь) — психологи выбрали группу студентов с абсолютно безупречным прошлым (с точки зрения уголовщины). И во время бесед с ними начали исподволь упоминать факты их биографии, переплетая правду с вымыслом. О них самих, то есть о студентах. Рассказывали как те и воровали в подростковом возрасте, как и на более серьезные проступки шли. После энной беседы подопытные начали всерьез верить в рассказанное, более того — в разговорах между собой добавлять новые подробности «совершенных» ими преступлений. Большая часть поверила абсолютному вымыслу.
20:17
Коллективу ,(толпе) всегда проще что — то внушить, а потом, такие «перекованные» идут дальше в народ, сеять " разумное, доброе вечное", это уже в голове как истина в последней инстанции впечатывается. Такой своеобразный «социальный вирус». Сама суть что здесь, что вашего, который вы описывали, она неизменна, это управление толпой.
20:22
Ну опять к Гумилеву тогда стоит обратится и пассионарности личности.
12:47
Да согласен с весельчаком, особенно картинка удачная… В жизни такого много, просто следует видеть самому это все и не надеяться на что то там заоблочное
16:07
Тем не менее, Весельчак прав в одном, наши ожидания и действительность — разные вещи. Нас в компании учили никогда не оценивать людей. Люди все равно поступают по своему разумению, а не по нашим понятиям.
13:38
А вообще считаю что нельзя так. Ну в смысле почему если я чего то ожидаю от кого бы там не было и мои надежды не сбываются, ну при чем здесь те на кого ты рассчитывал? Ведь они могут об этом даже и не знать…
16:07
Вот именно. В этом Весельчак как раз и прав. Если конечно, это его личная мысль.
14:26
Само собой это все разные вещи. Ничего общего. Между Пониманием и Верой. Ложью и Истиной. Все они также различны как Вера и Религия, как знание и осознание. Для тех, кто еще учится в учебных заведениях такой пример: две разные вещи — зубрежка и просто понимание материала. Первое искусственно, второе — единственно правильно.
16:13
Позволю себе не согласиться. Истины в чистом виде не существует. И тут мне нравится вот этот рисунок-схема.
16:15
Хортя вот это даже еще лучше.
16:18
… просто экстраполируйте это применительно к отношению между Украиной и Россией, думаю, что люди вы все достаточно умные, что бы разобраться. Ну и попробуйте все же хоть один раз не писать «слишком много букаф», надо учиться все же ни только воспринимать информацию в виде комиксов.
Весельчак, вы, как и всегда, супер.
Сразу всем все понятно, писал Весельчак. И уверен, со мной никто здесь спорить не будет, более того — все согласятся.
ПС. Об известных всем личностям умолчу.
19:41
Вчера был день рождения артиста Евгения Моргунова, наверно все его помнят как «Бывалого» в их троице Моргунов, Никулин, Вицин. В 1948 году, он дебютировал в фильме «Молодая гвардия», играл предателя Стаховича. Прототипом послужил Виктор Третьякевич, которого оказалось оговорили. Выяснилось это только в 1959 году на процессе. Я это к чему, можно по разному относиться к той же молодой гвардии и их потугам. Но вот ни так давно разговорился на счет Моргунова и заспорили как раз за тот фильм и почему эпизоды с Моргуновым были удалены из него. Оказалось, что правду — то мало кто знает и просто считали, виновато было то, что Моргунов в свое время поссорился с Герасимовым, а предатель, он и остался предателем. Роль небольшая и ее просто удалили А вот придать широкой гласности то, что человек Стахович (Третьякевич) был оболган, почему — то особо и не постарались. И таких недопониманий у нас во всем массы, мы живем в мире информации, которую нам навязали и считаем это абсолютной истинной, которую даже и проверять не стоит.
20:10
Вот это был человечище, один из когорты. Сейчас такого ранка и назвать сложно. Да и вообще, можно ли кого то приравнять к такому рангу кого-нить из нынешних?
20:14
Ну у каждого времени свои герои, наверно со временем кого — то и из современников будут считать такой же глыбой,( не в смысле комплекции конечно), а по делам его. Для меня еще таким же был из артистов, это конечно Богдан Ступка. Не знаю, как у вас к нему относятся, но лично я со всем уважением.
00:50
Хороший был актер, чего только стоит его роль гетмана Богдана Хмельницкого в известном фильме Огнем и мечом от режиссера Ежи Гофмана.
08:09
У него по моему не было ни одной неудачной работы в кино.
08:56
Это пожалуй самый эпический его фильм. Хотя у него других и не было, даже при союзе.
15:45
Эпический — не значит лучший. Мне вот фильм «Свои» очень нравится — и то, как все в нем сыграли. Не знаю, почему сразу после выхода его критики грязью полили. Вообще там все актеры на своих местах оказались, не только Ступка.
23:22
Кинокритики найдут обязательно пробелы в его актерских работах. А так он лучший был в Украине.
06:27
Да пусть они все лесом идут, кинокритики мать ити. Я смотрю своими глазами, понимаю своим умом и мне не надо разъяснять, как сыграно, плохо, или хорошо. А если человек живет ролью, если фальши нет, то это и деревенскому Ваньке видно.
13:33
Ну как сказать, ведь кинокритики живут в мире кино и в некоторых аспектах кино лучше разбираются чем телезритель.
08:55
Не, ну вы смешной. Как можно относиться к Ступке? Это Богдан Ступка, комментарии излишни.
08:57
У меня сосед терпеть не может фильмы с его участием, а почему, сам не в состоянии объяснить, просто, не нравится и точка.
15:43
Вполне понимаю вашего соседа. Даже, наверное, смогу объяснить. Богдан Ступка даже в молодые годы отличался «продавливающим» актерским талантом. Он ведь при СССР переиграл в массе проходных и левых фильмов, но запоминался всегда — реально пробивающий взгляд был. Не только чернобровый, но черноглазый — в хорошем смысле этого слова. И голос был такой, что молодым такому учиться и учиться. Такая харизматичность не может нравиться всем. Иногда отталкивает.
10:44
Богдан Ступка это легенда!
Комментарий удален
13:42
Алекс, Моргунов к российскому кинематографу имеет такое же отношение как и я. А вот благодаря ему и таким, как он, появился российский кинематограф.
Должен сказать, Алекс, чем больше вы стараетесь во всем показать нам заслугу «российского», тем больший обратный эффект это вызывает у людей. Иногда даже трудно становится признать заслугу, действительно принадлежащую российскому.
02:22
Когда проходили «Молодую гвардию» в школе, нам и про Третьякевич а рассказывали и про то, что Фадеев не поверил немецким документам, поэтому ввел вымышленного героя с созвучной фамилией.
11:32
Если вам интересна эта тема, то советую к просмотру фильм «Секрет». Не пожалеете!
13:43
Как видите, Весельчак, вы показали правильную и своевременную тему в своем топике, но, как оказалось в очередной раз подтвердили российскую же поговорку «Не пророка в своем отечестве».
16:32
Смотрю весельчак разогнался опять.
08:49
А ведь это правильно… Особенно слова Спинозы! Вообще вера делает большие дела и важно присматриваться к тому во что мы верим. По сути истина существует но только не та, что придумана людьмию
02:53
Вообще по посту: Спиноза или Декарт? А вы вспомните моменты встречи воскресшего Христа с учениками, описанные в Евангелиях.
1.Женщины-мироносицы поверили сразу и безоговорочно.(Спиноза)
2.Мужчины-апрстолы.Не поверили женщинам, пришли за доказательствами и не нашли их(Декарт)
3.Двое шедших в Эммаус.Узнали Христа не сразу, но в преломлении хлеба.Поверили моментально (Спиноза)
3.Двое вернулись назад, рассказали ученикам, те им поверили.(Спиноза).Кроме Фомы.
4.Фома сказал, что поверит только когда лично в этом убедиться, вложив пальцы в раны от гвоздей.(Декарт)
Ну, и кто прав? Фивти-Фивти.А Христос говорит Фоме, что ты уверовал, потому что видел, а блажен тот, кто не видел и уверовал.
И тем не менее все ученики апостолы для Него ценны: и те кто верит сердцем, и те, кто анализирует, идёт от ума.
Поэтому оба подхода имеют место быть.Что и требовалось доказать.
В вере может быть подход и от ума, и от сердца.У о.Георгия Чистякова описан «путь пастухов» к Христу и «путь волхвов»: первые, увидев Звезду, примчались сразу, поверили (Спиноза).Вторые изучили книги и шли долго (Декарт).О вторых о.Георгий говорил, что это путь интеллигенции к вере)))
«Декартовский» подход я увидела и у Феофана Затворника (также любимого интеллигенцией): изучить основы Православия, полюбить сердцем, и после этого только уверрвать.А у простых людей сразу: принять сердцем, не рассуждая.
Что касается доверия информации в инете, то тут без Декарта не обойтись.Хотя у меня бывает так: что-то зацепило (особенно призыв о помощи), начинаю проверять.Проверила-поверила! Или наоборот.
Загрузка...