Морзко & Дед Мороз
История, наверно единственная наука, которая пишется людьми и она очень ангажированная, или в угоду моменту, или из за взглядов сильных мира сего, или даже от настроения летописца." История, это гулящая девка, которая подстраивается ( пардон) под клиента". Я однажды написал так на одном историческом сайте и мне, мой оппонент — женщина ответила, что ее, историю то есть, бедную, заставляют гулять, причем каждый своим кнутом. С чем я согласен, это действительно так. Не смотря на то, что " христианизация" на Руси прошла давно, но традиции, обычаи, языческие боги долго вмешивались в жизнь православия, подарив нам несколько праздников, которые и вне церкви ( любой конфессии ) и вне государственных праздников. Сейчас язычество не вмешивается, сейчас оно пытается возродиться. Это ни плохо, ни хорошо. Плохо только одно, что практически все материалы по языческой вере были уничтожены и теперь любой, кто хочет приблизиться к истокам, трактует их по своему, в меру почерпнутых знаний, причем чаще всего из сомнительных источников, или в меру своего невежества. В Славянских верованиях было четыре солнечных праздника, один из них был так называемый двухнедельный «Йоль Солнцеворот». Он стал прообразом праздника Новый Год, это было время того еще славянского Морозко. До этого я писал про святого Николая, который стал прототипом современного Деда Мороза. А ведь действительно, ни только на Руси, но и в других странах, раньше это был довольно злобный дедок. Его злобу отметил даже Николай Алексеевич Некрасов в поэме «Мороз — Красный нос», где он расправляется с бедной вдовой и ее детьми. Но это все же больше влияние нашей РПЦ в то время. Которая всячески старалась откреститься от всего языческого. Был старинный Русский персонаж Морозко, который занимался своими зимними делами и не более того. Когда все же влияние Христианства начало ослабевать, то в 1910 году появился Дед Мороз, который сначала особого успеха не имел. Во времена СССР, к тридцатым годам с помощью кинематографии, был создан уже привычный нам образ Деда Мороза. В 1935 году Павел Постышев выступил со статьей в Правде, предложил организовывать утренники для детей с Дедом Морозом. Один из первых утренников кстати, был проведен в Харькове. При всей неоднозначной позиции, как государства, так и РПЦ, есть вещи, традиции, которые все же стоят выше религии, это Морозко, получивший новое имя " Дед Мороз." Это хорошо, что не угробили до конца память о Русском " Морозко", превратив его в Деда Мороза. PS/ Правда как всегда и тут наша РПЦ приложила опять руку. В последнее время церковь превратилась в мощный финансовый инструмент и такой хоть и на короткий момент в году, но лакомый кусок, она конечно не пропустила. Стараниями епископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, который заявил, что можно «дать прописку» Деду Морозу в Великом Устюге, если он конечно крещен. Ну это ладно, пусть будет на совести РПЦ ( хотя совесть и деньги, взаимоисключающие понятия). Для меня привычнее считать родиной Деда Мороза, Лапландию.