Чехов. "Чайка"
Невероятное совпадение. Только достала с полки томик с пьесами Антона Павловича Чехова, как канал «Культура» предложил к просмотру «Чайку» — телеспектакль МХАТ им.Горького, 1974 год, режиссер Б.Ливанов. На следующий день на этом же канале опять «Чайка»– телеспектакль Ленкома 2005 года, режиссер М. Захаров. Так и смотрела, и читала одновременно. Образы героев сложились и свои собственные, и передаваемые актерами. Сборная солянка. Нину Заречную я не выбрала бы ни одну из сыгранных — Светлана Коркошко красива, но ее игра не понравилась, не живая. Александра Захарова живая, но не достаточно красива. Треплев — Стриженов – не убедительный и староват для роли, прямо скажу, гордиться нечем. Треплев — Певцов – чудо как хорош внешне, а по игре так, сойдет. А очень мне понравилась у мхатовцев Ирина Мирошниченко – Маша. И у ленкомовцев Инна Чурикова – Аркадина. Вот кто из актрис на месте. А из актеров – Олег Янковский в роли Тригорина. Мхатовцы стары для ролей, но и у ленкомовцев, когда Дорн — Броневой говорит по сюжету: «Мне 55», плакать хочется, и он стар для этой роли. Но именно благодаря игре Броневого, я поняла, почему Чехов назвал свою пьесу комедией. А так и не комедия вовсе, трагедия. Странная пьеса.
«Странная» пьеса вышла в 1896 году. Премьера состоялась в Александринском театре и это был провал. Успех пьесы произошел на сцене МХТ в 1898 году с составом – Книппер, Мейерхольд, Станиславский. Вот как Чехов пишет о своей пьесе: «Пишу ее не без удовольствия… Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действий, пять пудов любви». В судьбах главных героев Чехов отобразил реальные истории. Образ Треплева – художник И.Левитан, его сымитированная попытка самоубийства после запутанных отношений с А.Н. Турчаниновой и ее дочерью. История Нины Заречной сочетает историю отношений Л. Мизиновой и писателя Потапенко, женатого человека, решившегося завести интрижку. Есть эпизоды собственной истории отношений Чехова с писательницей Л.Авиловой.
Пьеса «Чайка» — классика, актуальная и через сто с лишним лет. Не только о любви безнадежной. Про душевное одиночество без одиночества физического. Про общение, когда каждый говорит невпопад. Когда люди не слушают и не слышат друг друга.
А вообще в театре не была давно, и почему-то не тянет.Перечитать классику еще могу, а вот идти в театр…
Вот, и я из их числа. Хотя бывает режиссёры так переусердствуют в своём трактовании, что от оригинала и следа не остаётся.