Коллектор (2016). Хабенский.
Во времена давние, как бы еще не в школе, я прочитал в одном романе (запамятовал название) о легендарном английском актере. Из очень докинематографической эпохи. На званых ужинах и светских раутах он развлекал высокопоставленных гостей очень простым способом. Заходил за занавеску (или шторы, или что там еще было у английских аристократов) и просовывал голову. И ничего не говорил, не произносил никакого текста.
Просто на его лице в течение нескольких минут последовательно менялись выражения — от полной радости до полного горя. И гости (знающие в этом искусстве толк) были в восторге. Это пример самодостаточности профессионала. Высший пилотаж, когда ему не нужен уже никто — не режиссер, ни автор пьесы — его багаж и так полон.
По моему мнению, дилетантскому, к этому уровню ближе всего подошел Хабенский. В принципе рецепт успешного, вернее интересного, российского фильма достаточно прост. Нужен вменяемый сценарий, режиссер, который не желает прославиться в веках инновациями, и Хабенский в главной роли. Константин просто не даст фильму испортиться — ну просто не опустит его ниже определенной планки.
Вот фильм «Коллектор» — отличное тому подтверждение. Не идеальный — ни сценарий, ни режиссура. Весь фильм состоит из одного актера — Хабенского. В кадре только он. И весь фильм говорит по телефону. Успешный коллектор, который выбивает долги из должников не высылкой громил на дом, а отличной фантазией, проявляющейся в психологическом давлении и шантаже.
Фильм начинается с окончания рабочего дня коллектора — он «домолачивает» должников, попутно решая вопрос о вечернем досуге (через час-другой) на гламурной выставке с устроительницей «сейшена» и своей барышней. Но тут происходит неожиданное — ему звонит какая-то женщина и грозит ему «карой небесной» — за грехи его тяжкие, коллекторские. И выкладывает в сеть видео, в котором главный герой предстает в омерзительном свете.
Причем для всех. Для своего общественности, для охранников офиса, для устроительницы выставки, для своего работодателя. В общем все на него ополчились — и времени у него всего ничего, чтобы доказать свою невиновность. Даже не в том, что видео смонтированное, а в том, что он не виноват в случившемся с семьей инициаторши скандала. Из-за того, что он выбивал у них долг.
Не хочется спойлерить — но это у него получилось. В предъявленном обвинении он оказался и правда не виноват. Хотя, по большому счету, и он это не принял и звонившая ему это тоже не приняла (последние секунды фильма — не поясняю, это совсем уж спойлер). А мне в этом фильме сейчас интересна другая история.
Против коллектора вызверились все — и зависимые от него, и вышестоящие. Равнодушие к этой истории проявила только его девушка. Она выразилась в том духе — «ерунда какая, все пройдет не отвлекай меня». Может быть и правда стоит жить одному, а все половинки — выдумки и миф?
PS. Лучший аргумент в пользу российского фильма — Хабенский в главной роли
«Коллектор сценариев» — Костя Хабенский.
На всякую роль, словно Вова Зеленский.